Лишь чувства ужаса и гнева может вызвать недавно обнаруженные свидетельства о том, что первый президент Турции, по чьему приказу в ходе Малоазийской катастрофе были уничтожены десятки тысяч греков, продавал кости своих жертв в качестве сырья европейским промышленникам.
В материале в рубрике «страницы истории» газеты «Кириакатики Элевферотипия», посвященном Малоазийской катастрофе, поджогу Смирны и уничтожению ее христианского населения, поднимаются два вопроса:
1. Использование кемалистами останков своих жертв глазами корреспондентов New York Times и французской Midi. В декабре 1924 произошла утечка информации о том, что националистическое правительство Мустафы Кемаля продало французским предпринимателям «для промышленного использования» четыреста тонн человеческих костей, что соответствует останкам приблизительно пятидесяти тысяч человек. Кости, которые, возможно, должны были пойти на изготовление кормов для животных и удобрений, были доставлены в порт Марселя на британском корабле через Салоники.
2. Hervé Georgelin, «Ложь во французских архивах в отношении гибели Смирны».
А ниже мы приводим перевод телеграммы из газеты New York Times.
«Слух о грузе человеческих костей», 1924 год. Специальная телеграмма для New York Times. 22 декабря, Париж. Марсель взбудоражен странной историей о том, что в порт прибыл корабль под британским флагом и названием «Жан» с таинственным грузом из 400 тонн человеческих костей на борту, предназначенных для тамошних промышленников. Говорят, что кости погрузили на корабль в Мудании, в Мраморном море, и что они являются останками жертв тех зверств, что имели место в Малой Азии. Ввиду того, что циркулируют подобные слухи, ожидается, что будет инициировано соответствующее расследование.
******
Под термином «Малоазийская катастрофа» имеется в виду последний этап малоазийского похода, то есть конец «греко-турецкой войны 1918-1922 гг.», бегство из Турции греческой администрации, учрежденной, по Севрскому договору, на западном берегу Малой Азии, в Смирне (сразу же после Мудросского перемирия), а также почти беспорядочное отступление греческой армии после прорыва фронта и уже общее изгнание автохтонного греческого населения из Малой Азии, которое началось намного раньше и приостановилось после подписания «Мудросского перемирия».
Написать ответ